Три дня горели свалка и торфяник в Дарницком районе Киева. Госпотребслужба отчитывалась о небольшом превышении уровня загрязнения воздуха. Хотя, по данным мониторинга SaveEcoBot, в нескольких местах столицы было зафиксировано "красный" и "оранжевый" уровни, жители многих районов чувствовали запах гари, а дарничане жаловались на то, что трудно дышать.

Трудно дышать: Дарницкий район Киева накрыло смогом из-за пожара на свалке – видео

Пожарные в конце концов ликвидировали возгорание – но легче дышать киевлянам не стало. Дело в том, что даже без пожаров воздух в Киеве уже достаточно грязный. Причем ситуация стала стремительно ухудшаться в последнее время. Вот как менялись среднегодовые показатели (PM 2.5 – наличие в воздухе взвешенных частиц, мелкой пыли и аэрозоля):

Загрязненность воздуха в Киеве
(единицы-мг / м3 миллиграмм на кубометр)

  • 2017 – 9,8 (хороший показатель)
  • 2018 – 13,8 (умеренный показатель)
  • 2019 - 16,6 (еще в пределах умеренного…)

Но в 2020-м среднегодовой показатель точно будет еще больше. Потому что в апреле Киев почти неделю устанавливал антирекорды по загрязнению воздуха, с большим отрывом занимая первое место в мире! Тогда, напомним, столицу Украины окутал дым от лесных пожаров в Житомирской области и Чернобыльской зоне. Было зафиксировано превышение дневных норм загрязнения ИКВ (общий индекс) почти в 5 раз. Так, 19 апреля уровень достиг отметки 255 (!), что соответствует классификации "очень вредно для здоровья".

Самая большая проблема – транспорт

Впрочем, как уже отмечалось выше, пожары, хоть и очень вредная вещь, но в целом – не они главные загрязнители киевского воздуха.

80% загрязнений – это, в первую очередь, автотранспорт, а дальше уже – ТЭЦ и промышленные предприятия, – сказал в комментарии 24 каналу директор "Киевского эколого-культурного центра" Владимир Борейко. - Проблему конкретной свалки на Дарнице можно решить путем его ликвидации. Торфяник можно превратить в болото, открыв каналы и залив водой, – это я уже давно предлагал. И оно не будет гореть каждый год, как это случается сейчас…
А вот транспорт-это масштабная проблема, которая требует комплексного решения. В Киеве, к сожалению, в последнее время практически ничего не делается. За 7 лет не открыто ни одной станции метро. А каждая станция – это существенная разгрузка уличных магистралей. Также Власти столицы обещали отдать приоритет электрическому транспорту – трамваям и троллейбусам. Но в городе по-прежнему доминируют автобусы. Ну и совсем печальная ситуация с грузовиками и дизельными авто, которых недопустимо много на улицах Киева.

О том, что в столице критически большое количество машин с низким уровнем фильтрации выхлопных газов, известно уже давно. Это и старые авто, многие из которых "коптят воздух" еще с советских времен. И упомянутые "дизели", которые, согласно исследованиям ICCT, в городских условиях выбрасывают больше окиси азота, чем даже грузовики. Но самый болезненный удар Киев получил после того, как начали активно завозиться бывшие в употреблении автомобили из Европы и США. В большинстве своем, они уже не соответствовали экологическим стандартам. А в Украине к тому же не получали надлежащего технического обслуживания. Как следствие, хорошие друзья киевских водителей - "евробляхи" стали одновременно и врагами киевлян.

В такой ситуации должны были бы настойчивее действовать экоавтивисты, главная задача которых, кстати – контролировать действия власти в области охраны окружающей среды и в случае необходимости – проводить экологические акции. Для сравнения – в начале сентября выше упомянутые владельцы авто на еврономерах собрали в Киеве протест под стенами Верховной Рады. Около двух тысяч "евробляхеров" требовали... удешевить процесс растаможки автомобилей в Украине. Если власть пойдет на уступки, то старых авто на улицах Украины станет еще больше. Будет ли ответ экоактивистов? Большой вопрос.

К теме: Экология - "жирная тема", на которой перед выборами зарабатывают политики и "экоактивисты", - эксперт

Пока государство планирует – граждане делают


Транспорт – крупнейший загрязнитель

Очень важную роль в борьбе с грязным воздухом играет система мониторинга и оперативного оповещения. В Украине, к сожалению, здесь серьезные проблемы.

Станции мониторинга качества воздуха были установлены в Украине, в том числе – в Киеве, еще в 1970-1980-х годах и с того времени практически не обновлялись, – рассказывает 24 каналу эксперт по вопросам промышленного загрязнения Центра экологических инициатив "Экодія" Марина Ратушная. - На сегодня пробы воздуха на станциях берутся 3-4 раза в сутки, шесть дней в неделю – кроме воскресенья и государственных праздников. Данные собираются, но увидеть их онлайн невозможно – нет такого сервиса.
В прошлом году Кабмин принял постановление о некоторых вопросах государственного мониторинга в области охраны воздуха. Этот документ регламентирует новый порядок установки станций, которые, что очень важно, должны быть автоматизированными. То есть забор будет происходить постоянно, а данные будут выкладываться онлайн 24/7. сообщалось, что КГГА планирует установить до конца этого года две такие новые станции. Кстати, стоимость одной – около 15 миллионов гривен.

Пока государство только создает свою современную систему мониторинга, неравнодушные украинцы уже используют новые технологии для проверки качества воздуха и обнародование данных. Так, в Киеве достаточно успешно работает система общественного мониторинга – столичные жители устанавливают в своих квартирах (на окне или балконе) датчики пыли, которые отдают информацию в интернете в общий доступ. И каждый желающий может увидеть ее в любой момент. Например, в Telegram-ботах.

Это достаточно удобно, - отмечает Ратушная. – А кроме того, датчики пыли фиксируют и выдают информацию о так называемой "мелкодисперсной пыли", который Всемирная организация здравоохранения внесла в список самых опасных загрязнителей. Государственные станции пока такие анализы не делают…

Где смотреть данные о качестве воздуха?

Удобные сервисы – Telegram-боты. Здесь вы можете найти, в частности, карты регионов или отдельных городов, точки мониторинга и оперативные данные.

SaveEcoBot выдает информацию о степени загрязнения воздуха не только в Киеве, но и во многих крупных городах Украины. В систему входят сразу три общественных проекта мониторинга воздуха – EcoCity, AirPollution и SaveDnipro. Активисты собирают данные со станций и обнародуют их. Делают это так точно и оперативно, что на SaveEcoBot часто ссылаются даже госэкоинспекции.

AqualityBot работает для киевлян и показывает среднее значение загрязнения воздуха для города. Процесс происходит автоматически, а данные обновляются каждый час. Бот также имеет функцию уведомлений – если индекс загрязнения поднимется выше отметки 101, то пользователь получит сигнал.

Сам индекс "взят не с потолка", а сформирован по американскому стандарту EPA, который предусматривает четыре уровня:

  • 0-50-все ОК, можно гулять и заниматься спортом.
  • 51-100 – риск незначительный, можно гулять, желательно проветривать помещение.
  • 101-150 – есть риск для здоровья, не стоит гулять без надобности.
  • более 151 – опасно выходить на улицу без защитной маски.

Также следить за качеством воздуха можно с помощью приложения IQ Air, которое можно установить на Android и iPhone. Здесь можно видеть индекс загрязненности в выбранном вами городе, скорость ветра, влажность и источники данных. При нажатии на показатель индекса приложение отдельно откроет расшифровку показателей – таким образом можно разобраться в ситуации подробнее.

Чем опасен грязный воздух?

Грязный воздух – очень коварный враг, который убивает постепенно и незаметно. Даже если человек не видит смога или дыма или не чувствует никакого запаха, это не значит, что воздух чистый и не вредит здоровью. Уровень загрязнения часто можно определить только с помощью качественного мониторинга или после лабораторных исследований.

Медики настойчиво повторяют, что грязный воздух может нанести непоправимый вред здоровью человека, потому что провоцирует и усиливает развитие целого букета заболеваний – от сердечно-сосудистых и респираторных до рака легких. Кроме того, гарь и пыль оседают на землю и загрязняют поля, огороды и сады. Как следствие, опасные вещества вместе с пищей попадают в организм человека и вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта.

Наибольшую опасность грязный воздух представляет для людей старшего возраста, беременных и детей, а также для лиц с хроническими респираторными и сердечно-сосудистыми болезнями и с сахарным диабетом.

Обратите внимание! Украина – зона экологической катастрофы. Почему об этом заговорили сейчас?

Чтобы уменьшить воздействие загрязненного воздуха, надо:

  • следить за состоянием воздуха и следовать рекомендациям медиков
  • закрывать окна и двери
  • не выходить на улицу без необходимости
  • иметь под рукой необходимые лекарства и быть на связи со своим врачом

Надо понимать, что люди, у которых нет серьезных проблем со здоровьем, сразу не почувствуют негативного влияния грязного воздуха. Но вредные элементы могут накапливаться в их организме и "выстрелить" позже. Поэтому универсальный совет всем без исключения: максимально избегайте загрязненного воздуха!

Что делать киевлянам из-за грязного воздуха / Инфографика 24 канала